ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МАДОУ № 18, реализующего основную образовательную
программу, разработанную на основании ФОП ДО
Учебный план – это документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
Учебный план МАДОУ № 18 на 2024 - 2025 учебный год составлен в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Департамента общего
образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от
28.02.2014г. № 08-249;
Приказ
Минпросвещения
России
от
25.11.2022
№
1028
Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организаций. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН СП 2.4.3648-20,СанПиН 2.3/2.4.3590-20,СанПиН 1.2.3685-21
и СанПиН 3.3686-21
В 2024 - 2025 учебном году в МАДОУ № 18 функционирует 5 групп
общеразвивающей направленности: 1 группа для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет) и 4
группы для детей дошкольного возраста (с 3 до 8 лет):
группа раннего возраста № 5 (1,5 - 3 лет);
младшая группа № 3 (3-4 года);
средняя группа № 1 (4-5 лет);
старшая группа № 2 (5-6 лет);
подготовительная к школе группа № 4 (6-7 лет).
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность
пребывания детей в детском саду составляет 11 часов (ежедневно с 7.00 часов до 18.00
часов, выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни).
Принципы организации образовательной деятельности:
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей;
принцип вариативности, обеспечивающий возможность выбора содержания
образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и
возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип культуросообразности, предусматривающий необходимость учета
культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик,
непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип сочетания научной обоснованности и практической применимости;
принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
2
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание учебного плана обеспечивает развитие детей по основным направлениям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и
саморегуляции действий, трудовое воспитание; ребенок в семье и сообществе учреждения;
формирование основ безопасности).
Познавательное развитие (познание окружающего мира, природа; действия с
предметами, развитие математических представлений, конструирование).
Речевое развитие (развитие речи и начала грамоты, художественная литература).
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: лепка,
рисование, аппликация; музыкальная деятельность).
Физическое развитие (физическая культура, формирование здорового образа жизни).
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и
реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей:
в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность;
в дошкольном возрасте (3-8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с
ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребенка.
В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Объем обязательной части - не менее 60% от ее общего объема, объем части, формируемой
участниками образовательных отношений - не более 40%.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами (СанПиН СП 2.4.3648-20,СанПиН 2.3/2.4.3590-20,СанПиН 1.2.3685-21 и
СанПиН 3.3686-21):
- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут;
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
3
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;
- в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа
соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность
составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Учебный план реализуется педагогами в непосредственно образовательной
деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. Уделяется
внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в
совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в
период пребывания ими в детском саду. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет
(игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня
отводится не менее 3-4 часов.
Развитие речи воспитанников осуществляется во всех формах взаимодействия детей
со взрослыми и детьми, в непосредственно образовательной деятельности. В старшей
группе 1 раз в неделю организуется непосредственно образовательная деятельность по
обучению пересказу с использованием опорных схем.
Музыкальная деятельность воспитанников организуется музыкальным руководителем
детского сада.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в
возрасте от 3 до 8 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей
старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию организуется на открытом воздухе. Она проводится только при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
С детьми раннего возраста непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию осуществляется по подгруппам 2 раза в неделю в групповом
помещении.
Формирование здорового образа жизни осуществляется ежедневно в процессе
организации различных видов детской деятельности.
Учебный план МАДОУ № 18 на 2024 – 2025 учебный год
4
Объем нагрузки (количество в неделю/год)
Вид образовательной
деятельности
Социализация,
развитие общения и
взаимодействия
ребенка с взрослыми и
сверстниками
Становление
самостоятельности и
саморегуляции
действий, трудовое
воспитание
Ребенок в семье и
сообществе
учреждения
Формирование основ
безопасности
Группа
Средняя
раннего
Старшая
Младшая
группа
возраста
группа
группа
№1
№5
№2
№3
(4-5 лет)
(1,6(5-6 лет)
(3-4 года)
3года)
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Социально - коммуникативное развитие
Подготов
ительная
к школе
группа
№4
(6-7 лет)
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Познавательное развитие
Познание
окружающего мира,
природа
Действия с
предметами
Развитие
математических
представлений
Конструирование
Развитие речи
Развитие речи и начала
грамоты
Художественная
литература
Музыка
Рисование
Лепка
Аппликация
1/35
1/35
1/35
1/35
1/35
1/35
-
-
-
-
-
1/35
1/35
1/35
1/35
1/35
*
Речевое развитие
1/35
1/35
1/35
1/35
1/35
1/35
*
1/35
-
1/35
-
-
1/35
*
*
*
*
*
Художественно – эстетическое развитие
2/70
2/70
2/70
2/70
1/35
1в 2нед/17
1/35
1в2 нед/17
1в 2нед/17 1в 2нед/17
1в2нед/17
1в 2нед/17
2/70
1/35
1в 2нед/17
1в 2нед/17
5
Физическая культура в
помещении
Физическая культура
на воздухе
Физическое развитие
2/70
2/70
3/105
-
1/35
-
2/70
2/70
1/35
1/35
Формирование
здорового образа
*
*
*
*
*
жизни
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Познавательное развитие
Программа «Мы
живем на Урале»
(интегрированная,
обеспечивает развитие
детей во всех
образовательных
областях)
*
1/35
*
1/35
1/35
Количество видов
образовательной
деятельности по
программе в неделю
9
12
9
11
12
10
17
10
15
17
8-10
мин.
не более
30 мин
не более
15 мин.
не более
25 мин.
не более
30 мин
20 мин
120 мин
(90 мин/
30 мин)
30 мин
70 мин
(45 мин/
25 мин)
120 мин
(90 мин/
30 мин)
100 мин
(1 ч 40
мин)
600 мин
(10 ч 00
мин)
150 мин
(2 ч 30
мин)
350 мин
(5 ч 50
мин)
600 мин
(10 ч 00
мин)
Фактическое
количество видов
образовательной
деятельности в
неделю
Продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности
СанПиН 2.4.1.3049-13
п.11.9 и п.11.10
Максимально
допустимый объем
образовательной
нагрузки в день (в
т.ч. в первую
половину дня/во
вторую половину
дня)
СанПиН 2.4.1.3049-13
п.11.11 и п.11.12
Максимально
допустимый объем
образовательной
6
нагрузки в неделю
Фактический объем
образовательной
нагрузки в неделю
1 ч 40
мин
8 ч 30 мин
2 ч 30 мин
5 ч 50 мин
8 ч 30 мин
* - реализация этих видов деятельности осуществляется ежедневно в ходе режимных моментов и интеграции
с другими видами деятельности