Содержание
1
Комплекс основных характеристик
1.1
Пояснительная записка
1.2
Цели и задачи Программы
1.3
Содержание Программы
1.4
Планируемые результаты освоения образовательной программы
2
Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3
3
Формы аттестации и оценочные материалы
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуковичок»
(далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуковичок»
предназначена для детей 5 - 7 лет с трудностями речевого развития. Программа имеет
социально-гуманитарную направленность, т.е. разработана с целью скорректировать различные
нарушения речи у детей для их дальнейшей успешной социализации в школе и в обществе в
целом.
Программа актуальна и педагогически целесообразна, т.к. речь является важным
инструментом общения и мышления человека. Правильное произношение необходимо ребенку
для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного
развития.
Дети,
имеющие
нарушения
звукопроизношения,
нуждаются
в
своевременной
диагностической и коррекционной помощи специалистов. Самыми распространёнными
недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения:
неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося
звука.
Программа разработана на основании результатов анкетирования родителей (законных
представителей), проведенного в ДОУ, где родители, высказали потребность отдать детей на
обучение по программам раннего логопедической помощи 87 %.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуковичок»
построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и направлена на создание
специальных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями
звукопроизношения.
Время коррекционной работы с дошкольником зависит от характера и степени
выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Выпуск детей проводится
в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
1.2. Цели и задачи
Цель: развитие звуковой культуры речи детей, коррекция различных нарушений
звукопроизношения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями артикуляции при постановке различных звуков;
- обучить правильному произнесению отдельных свистящих, шипящих и сонорных
звуков;
- научить правильно произносить звуки в слогах в прямом и обратном порядке, а также
в словах и предложениях.
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать грамматический строй речи; - развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мышление, внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- прививать интерес и уважение к родному языку.
1.3. Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с педагогом, с программой, просмотр видео «Знакомство со
звуками».
Практика: Игра-приветствие с мячом/бубном «Здравствуйте, ребята…». Мониторинг
детей на звукопроизношение с помощью игр «Веселый рыболов», «Волшебный сундучок»,
«Ромашка» и других. Заполнение индивидуальных речевых карт. Пальчиковые игры.
2. Подготовка артикуляционного аппарата
Теория: Строение органов артикуляции. Важность правильного произношения звуков
речи.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические
игры.
Упражнения,
направленные
на
формирование
точных
движений
органов
артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового внимания и
слухового
контроля,
развитие
звукового
восприятия.
Выполнение
артикуляционных
упражнений с постепенным
увеличением времени на каждое упражнение (от 5 до 20 раз), пальчиковые игры.
3. Постановка звука
Теория: Формирование представления о звуках. Объяснение артикуляционной базы
звука, положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука.
Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические
игры. Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного
звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия.
4. Автоматизация звука
Теория:
Характеристика
звука
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические
игры. Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических представлений,
развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса.
5. Дифференциация звуков.
Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим
признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и
упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические
игры. Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и расширение
словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания и слухового
контроля.
6. Закрепление правильного звукопроизношения
Практика: Игры на закрепление звука в словах и фразах «Кидай кубик и говори» (какое
число выпадет на кубике, столько раз произносится слово). Игры на развитие фонематического
восприятия и чувства рифмы «Ромашка» (собери слова, в которых звук стоит в начале, в
середине, в конце слова). Игры на развитие памяти и внимания «Что пропало», «Послушай и
повтори в том же порядке» и др. Игры на закрепление навыков словообразования «Доскажи
словечко», «Какой, какая, какие…». Игры на закрепление звуко-слогового анализа
«Паровозик», «Хлопотушки» и др.
7. Итоговое занятие
Практика:
Подведение
итогов.
Мониторинг
с
помощью
игр,
заполнение
индивидуальных речевых карт.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться
по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся.
1.4 Планируемые результаты освоения образовательной программы
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов.
Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать
результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам
увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в
коллективе.
Формы подведения итогов: беседа, практические упражнения и игры.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты:
- готовность и способность ребенка к саморазвитию;
- осознанное знание правильного произношения звуков;
- сформированная мотивация к систематической тренировке артикуляционного аппарата
вне занятий;
- понимание важности правильного звукопроизношения для дальнейшего успешного
обучения чтению, общению со сверстниками.
Способы проверки: наблюдения, диагностика, беседы.
Метапредметные результаты:
- развитие коммуникативных навыков, снятие коммуникативных барьеров;
- умение самостоятельно оценивать и контролировать правильность произношения
звуков;
- развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи;
- снятие психологических барьеров.
Способы проверки: наблюдения, диагностика, беседы, игры.
Предметные результаты:
Обучающиеся умеют:
- чисто и правильно произносить звуки русского языка;
- дифференцировать на слух оппозиционные звуки;
- использовать приобретенные навыки и умения в повседневной речи.
Способы проверки: наблюдения, диагностика, беседы, игры.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
01.09.2023
31.05.2023
36
72
72
1 год
Количество Количество Количество
Режим
занятий
2 занятия
по 1 часу
в неделю
Каникулы:
Осенние – 31.10 по 05.11
Зимние – 01.01. по 07.01
Весенние – 25.03 по 31.03
2.2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе не более 6 человек.
Длительность занятия 30 минут, включая динамическую паузу согласно СанПиН. Занятия
проводятся 2 раза в неделю - 72 часа в год. Программа разработана с учетом психологических
особенностей детей дошкольного возраста:
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит
от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
На протяжении периода от 4 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля
за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается
быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 - 6 годам достигает 3000
- 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет
опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к
словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки
(рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из
трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается
фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и
согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и
свистящие звуки. К 5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него
должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается
формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.
В тоже время речь детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Прежде
всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата:
языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная
сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на
слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Понятно, что дети отличаются друг
от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики
речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного
показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие
плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы
ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической
системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и
обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Практическая часть программы охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые
детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонорный), С, СЬ,
З, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонорные). Также, в работе
будут использоваться различные игровые упражнения на дифференциацию звуков, которые
близки по звучанию и артикуляции, которые наиболее часто смешиваются детьми.
Основные формы занятий:
- диагностика с помощью игровых упражнений;
- практические занятия, повторение артикуляционных упражнений за педагогом, работа
в тетрадях, работа с аудио и видео материалом, заучивание и проговаривание скороговорок;
- игры на развитие мелкой моторики рук, настольные игры на автоматизацию звуков.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и
п/п
тем
Количество часов
Теория Практика
Формы
Всего
аттестации/контроля
1
Вводное занятие
1
2
3
наблюдение
2
Подготовка артикуляционного
2
6
8
-
аппарата
3
Постановка звука
8
10
18
-
4
Автоматизация звука
-
22
22
-
5
Дифференциация
-
12
12
-
-
8
8
-
-
1
1
Открытое занятие
11
61
72
смешиваемых звуков
6
Закрепление правильного
звукопроизношения в речи
7
Итоговое занятие
ИТОГО:
Методическое обеспечение программы
Программа составлена на основе: «Воспитание и обучение детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 4-7 лет». Нищева
Н.В., «Индивидуальная подготовительная работа по коррекции звукопроизношения»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Формы, методы, педагогические технологии, используемые в программе. Для
реализации поставленной цели и задач программы используются педагогические технологии,
разнообразные
формы
и
интеллектуально-творческой
методы
обучения,
деятельности,
направленные
формирования
на
процесс
устойчивых
активной
познавательных
интересов, проявления творческой индивидуальности дошкольников, подобранные в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 5-7 лет.
В программе используются:
- игровые технологии, классифицирующие по характеру педагогического процесса:
коммуникативные; развивающие; познавательные; воспитательные;
- технология личностно-ориентированного обучения,
- технология сотрудничества и сотворчества,
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровьесберегающие технологии.
Формы
организации
образовательного
процесса:
коллективная,
групповая,
индивидуальная, Коллективная форма организации образовательного процесса происходит при
наличии связей не только между педагогом и обучаемыми, но и между самими учащимися.
Методы обучения, используемы в программе:
- Игровой метод для активизации учащихся, преодоления трудностей, препятствий,
психологических барьеров.
- Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение).
- Наглядный метод: практический показ (демонстрация).
- Практический метод, позволяющий применить полученные знания при выполнении
заданий.
- Метод погружения,
- Метод наблюдения.
В программе используются следующие приемы для лучшего усвоения материала и на
поддержание внимания:
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
- Использование разнообразных игровых ситуаций.
- Обоснование необходимости выполнения задания.
- Сочетание упражнений с игровыми приемами.
- Мотивированная оценка ответов детей.
- Использование физкультурных пауз.
Примерная структура занятия.
1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом (5 мин.)
2. Упражнения и игры на постановку/автоматизацию/закрепление звуков (сюда
включена работа в тетрадях, но не как основной вид деятельности), динамическая пауза,
пальчиковые игры (20 мин.)
3. Упражнения на релаксацию, игры с дыханием (5 мин)
Педагогический мониторинг и диагностика результатов освоения программы
Так как целью программы является развитие звуковой культуры речи детей, коррекция
различных нарушений звукопроизношения, то предлагается следующая форма контроля
деятельности учащихся:
протокол диагностики звукопроизношения (по альбому О.Б. Иншаковой) (Приложение).
Формы оценки:
(+) - норма,
СМ – смешение звуков (указывается, какие звуки смешиваются),
З – замена звука (также указывается, каким звуком происходит замена),
(- ) – звук отсутствует.
Для того чтобы отслеживать результаты коррекционной работы, диагностику
необходимо проводить три раза в год: в начале, в середине и в конце учебного года.
Материально – техническое обеспечение.
Логопедический кабинет, оборудованный в соответствии санитарно - гигиеническими
нормами.
Мебель и оборудование.
1. Настенное зеркало для логопедических занятий – 1 шт.
2. Зеркала для индивидуальной работы – 6 шт.
3. Дополнительное освещение у зеркала - 1
4. Шпатели (100 шт.),
5. Салфетки влажные (120 шт.)- 3п.
6. Ватные палочки (100шт)- 3п.
7. Трубочки для коктейля 1п. (50 шт)
8. Перчатки латексные (М)
9. Технические средства, компьютерное оборудование,
10. Шкафы для пособий;
11. Письменный стол для работы учителя-логопеда -1 шт
12. Столы для занятий с детьми – 3 шт.
13. Стулья детские- 6 шт.
14. Массажный шарик Су-джок- 6 шт.
Канцелярские товары, необходимые для реализации программы:
- Бумага для офисной техники А4 (500л.) 3п.
- Карандаш простой – 6 шт.
Реквизиты:
Игрушка для развития речевого дыхания «Футбол»- 3 шт.
Пузыри мыльные – 6 шт.
Песок кинетический 3 кг
Дидактические материалы:
1. Альбом «Артикуляционная гимнастика».
2. Картотека дыхательной гимнастики.
3. Альбомы по автоматизации звуков.
4. Картотека игр и упражнений по автоматизации и дифференциации звуков.
5. Дидактические игры для развития фонематического слуха.
6. Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к
схеме», предметные картинки.
7. Картотека пальчиковых игр.
Кадровое обеспечение
Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации
«педагог дополнительного образования».
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, наблюдение, беседа, итоговая диагностика. Формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия,
фотоотчеты,
отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы Произношение звуков
Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах,
предложениях Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки
находятся в разных позициях. Процедура:
Изолированный звук – «Скажи звук»
Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)
Звук в предложениях – «Повтори за мной» Обработка материала: отмечается не только
отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения.
Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается
правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей
клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе.
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла; Низкий уровень – 1 балл.
Критерии: Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция
темпа речи и речевого дыхания. Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость
произношения и дифференциация звуков 1-2 групп. Низкий уровень – дефекты в произношении
всех групп звуков, отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и
дыхания.
3. Список литературы
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (редакция от 30.09.2020).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
5. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей».
6. Приказ МинПросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП»
7. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р)
8. Устав МАДОУ № 18
Список литературы для родителей
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2020.
2. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления
недостатков произношения звуков. – М.: Айрис-пресс, 2020.
3. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления
недостатков произношения. – М.: Айрис-пресс, 2020
4. Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для
детей 5-7 лет. – М.: «Гном и Д», 2018.
5. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019
6. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019.
7. Комарова Л.А. Автоматизация звуков игровых упражнениях. Альбом дошкольника
— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.
8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!: Практическое пособие для логопедов,
воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2015
9. Ткаченко Т.Д. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ. Логопедический альбом. —
Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2017.
Список литературы для педагогов:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:
«Детство-пресс», 2008.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с
детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2016.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос,2020.
5. Колдобенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Гном-пресс, 2018.
7. Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. – СПб.:
ООО «Детство-пресс», 2015.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.
«Просвещение», 2018.
9. Смирнова Л.Н., Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами,
фразами. – М.: АСТ: Астрель, 2019
Приложение
Педагогический диагностический инструментарий
Протокол диагностики звукопроизношения
(по альбому О.Б. Иншаковой)
Ф.И. обуч-ся
Возраст
№
п\п
1
2
3
дата обследования
Иссл
Слова
Как
едуе
произносит
мый
по картинке
звук
собака
усы
С
нос
сумка
автобус
снеговик
сети
синий
С' гусь
семь
письма
апельсин
зубы
коза
З
зонт
замок
ваза
звезда
узел
4
З'
5
Ц
6
Ш
7
Ж
8
Ч
газета
обезьяна
зелёный
зебра
земляника
цепь
яйцо
огурец
цветы
пуговица
индеец
шапка
машина
душ
шахматы
мешок
шина
жук
жёлудь
ножи
ежи
ножницы
жираф
чайник
мяч
очки
чемодан
ключ
бабочка
Как произносит отражённо
в слогах
в словах
Заключение и
примечание
9
Щ
10
Р
11
Р'
12
Л
13
Л'
щётка
ящик
плащ
щука
овощи
щепки
рыба
корова
топор
ведро
помидор
трактор
репа
фонари
дверь
ремень
верёвка
брюки
лук
пила
дятел
лампа
молоток
белка
лейка
лимон
улитка
лев
телефон
пальто
Формы оценки:
(+) - норма,
СМ – смешение звуков (указывается, какие звуки смешиваются),
З – замена звука (также указывается, каким звуком происходит замена),
(-) – звук отсутствует.