программа АБВГДейка на 2022-2023

Содержание
1.

Основные характеристики

1.1

Пояснительная записка..........................................................................................

1.2

Цели и задачи общеразвивающей программы…………………........................

1.3

Содержание общеразвивающей программы.......................................................

1.4

Планируемые результаты…………......................................................................

2.

Организационно-педагогические условия

2.1.

Календарный учебный график…………………………………………………..

2.2.

Условия реализации программы………………………………………………...

2.2

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………...

3.

Список литература

2

Основанием для проектирования и реализации программы являются следующие
нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция от
30.09.2020).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые
программы)
5. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ".
7. Устав МАДОУ № 18

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: социально – гуманитарная.
Актуальность Программы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становление и развитие всех сторон речи.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых
проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении
звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую
структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания
прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей (законных представителей) дошкольников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»
(далее - Программа) построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
направлена на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих
учебных умений и навыков.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит
3

понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
возможностей детей 5-7 лет. В группу принимаются дети старшего дошкольного возраста.
Для успешного освоения программы формируется группа из 10 человек.
Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления
познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное
предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают
головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать».
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания
детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой
игры, ребенок приходит к овладению более сложным видам деятельности, требующими
нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач
деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и
оценивать их результат.
Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного
возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли
школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных обобщенных
знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к
систематическому школьному обучению
Режим занятий
2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа)
Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на один год обучения. Всего 72 учебных часа (34 часов
теории и 38 часов практики).
Уровень освоения программы: стартовый.
Форма обучения: фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, игра – путешествие.
Формы подведения результатов: беседа, открытое занятие, практические
упражнения и игры.
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель Программы: обеспечение подготовки детей
включающей речевое развитие, обучение осознанному чтению.

к

школе,

Задачи Программы:
Обучающие:

расширять словарный запас детей;

учить читать и печатать слова и предложения;

решать несложные кроссворды и ребусы.
Развивающие:

развивать фонематические процессы;
4


развивать мелкую моторику, глазомер;

развивать психические процессы;

развивать интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:

воспитывать организованность и трудолюбие;

воспитывать основы самоконтроля и самостоятельность;

воспитывать интерес к чтению.
1.3. Содержание Программы
Учебный план Программы
N
п/п

Название темы

Количество занятий
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1. Звуки речи. Буквы алфавита.

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

2. «Звук и буква «А»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

3. «Звук и буква «О»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

5

4. «Звук и буква «У»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

5. «Звуки [М] и [М'], буква «М»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

6. «Звук [Ш], буква «Ш»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

7. «Звуки [К] и [К'], буква «К»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

8. «Звуки [С] и [С'], буква «С»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

9. «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

10 «Звук [Н], [Н'] и буква «Н»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

11 «Звук и буква «И»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

12 «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

13 «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

14 «Звук и буква «Ы»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

15 Звуки [В] и [В'], буква «В»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

16 «Звуки [П] и [П'], буква «П»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

17 «Звуки [З] и [З'], буква «З»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

18 Буква «Е»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

19 «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

20 «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

21 «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

22 Буква «Я»

2

1

1

Педагогическое
6

наблюдение
23 «Звук [Ж], буква «Ж»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

24 «Звук [Ч], буква «Ч»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

25 Буква «Ю»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

26 «Звук и буква «Э»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

27 «Звуки [Х] и [Х'], буква «X»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

28 «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

29 Буква «Ё»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

30 «Звук [Й], буква «Й»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

31 «Звук [Ц], буква «Ц»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

32 «Звук [Щ], буква «Щ»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

33 Буквы «ъ», «ь»

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

34 Повторение. Закрепление.

6

1

5

72

34

38

35

Итого:

Открытое занятие

Содержание учебного плана:
1. Звуки речи. Буквы алфавита.
Теория. Понятия «слово», «звук», «буква», «гласный - согласный».
Практика. Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества
слогов в словах. Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков.
Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и
согласных звуков из слов.
2. «Звук и буква «А»
Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве А.
Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Место звука А в
слове. Печатание.
3. «Звук и буква «О»
Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве О.
7

Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука О. Место звука
О в слове. Печатание.
4. «Звук и буква «У»
Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве У.
Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука У. Место звука
У в слове. Печатание слогов. Звуковой анализ слогов.
5. «Звуки [М] и [М'], буква «М»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Понятие мягкийтвердый, звонкий-глухой, слоги, слова.
Практика. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук.
Определение твердости-мягкости звуков. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение
слогов. Игры с кубиками Зайцева.
6. «Звук [Ш], буква «Ш»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ш и звуке Ш. Понятие заглавная буква.
Практика. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук.
Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов. Игры с кубиками Зайцева.
7. «Звуки [К] и [К'], буква «К»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве К и звуках К Кь. Ударение.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов.
Игры с кубиками Зайцева. Звуковой анализ слов.
8. «Звуки [С] и [С'], буква «С»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве С и звуках С Сь.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов.
Игры с кубиками Зайцева. Звуковой анализ слов. Решение ребусов.
9. «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Л и звуках Л Ль. Понятие Предложение.
Количество слов в предложении. Схема предложения.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов
и предложений. Игры с кубиками Зайцева. Звуковой анализ слов. Решение ребусов.
Составление предложений из определенного количества слов.
10. «Звук [Н], [Н'] и буква «Н»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Н и звуках Н Нь. Понятие кроссворд.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов
и предложений. Игры с кубиками Зайцева. Звукослоговой анализ слов. Решение ребусов и
кроссвордов.
11. «Звук и буква «И»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве И и звуке И. Правило «Ши –с буквой И»
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов.
12. «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Т и звуках Т Ть.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов.
13. «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Р и звуках Р Рь.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов. Чтение букваря.
14. «Звук и буква «Ы»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве ы и звуке ы.
8

Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
15. Звуки [В] и [В'], буква «В»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве В и звуках В Вь.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов. Чтение букваря. Печатание предложений.
16. «Звуки [П] и [П'], буква «П»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве П и звуках П Пь.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов. Чтение букваря. Печатание предложений.
17. «Звуки [З] и [З'], буква «З»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве З и звуках З Зь. Парные звонкие-глухие
согласные.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их
дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
Печатание предложений.
18. Буква «Е»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Е.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
19. «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Б и звуках Б Бь. Парные звонкие-глухие
согласные.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их
дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
Печатание предложений.
20. «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Д и звуках Д Дь. Парные звонкие-глухие
согласные.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их
дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
Печатание предложений.
21. «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Г и звуках Г Гь. Парные звонкие-глухие
согласные.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их
дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
Печатание предложений.
22. Буква «Я»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Я.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
23. «Звук [Ж], буква «Ж»
9

Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ж и звуке Ж.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
24. «Звук [Ч], буква «Ч»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ч и звуке Ч.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
25. Буква «Ю»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ю.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
26. «Звук и буква «Э»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Э и звуке Э.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
27. «Звуки [Х] и [Х'], буква «X»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Х и звуках Х Хь.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
28. «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ф и звуках Ф Фь. Парные звонкиеглухие согласные.
Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их
дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
Печатание предложений.
29. Буква «Ё»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ё.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
30. «Звук [Й], буква «Й»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Й и звуке Й.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
31. «Звук [Ц], буква «Ц»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ц и звуке Ц.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
32. «Звук [Щ], буква «Щ»
Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Щ и звуке Щ.
Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения,
звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева.
Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря.
33. Буквы «ъ», «ь»

Теория. Обогащение и уточнение знаний о буквах ь ъ. Обозначение мягкости-твердости
согласных.
Практика. Подбор слов. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и
синтеза. Составление предложений. Игры с кубиками Зайцева. Решение ребусов и
кроссвордов. Чтение букваря.
34. Повторение. Закрепление.
Теория. Закрепление изученного материала.
Практика. Игровые упражнения. Открытое занятие «Праздник правильной речи».
1.4. Планируемые результаты:
К концу обучения:
Предметные результаты:
 умеет читать и печатать слова и предложения;
 умеет решать несложные кроссворды и ребусы.
 умеет схематично изображать слоги, слова, предложения;
 проявляет интерес к чтению.
Метапредметные результаты:
• умеет определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение и делать выводы;
• умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные результаты:
• прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;
• формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством
педагога и самостоятельно.

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график

Реализация дополнительной
общеобразовательной
Периоды
Общая продолжительность
общеразвивающей программы
программы дошкольного
образования
Продолжительность учебного года
Начало учебного года
01.09.2022
52 недели
Окончание учебного года
31.08.2023
Учебная неделя
Понедельникпятница
5 дней (пятидневная)
Праздничные дни
День народного единства
04.11.2022
1 день
Новогодние каникулы
10
дней
31.12.2022
День защитника Отечества
Международный женский день
Праздник весны и труда
День Победы
День России
В группах для детей
Образовательная деятельность
Зимний период отдыха
Образовательная деятельность
Летний период отдыха

09.01.2023
23.02.2023
1 день
08.03.2023
1 день
01.05.2023
1 день
09.05.2023
1 день
12.06.2023
1 день
дошкольного возраста
01.09.2021
17 недель 1 дня (85 дней)
30.12.2021
10.01.20221 неделя (5 дней)
14.01.2022
17.01.202219 недель 4 дня (92 дня)
31.05.2022
01.06.202231.08.2022

13 едель 1 день (66 дней)

Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Мебель и оборудование.
1.
Технические средства, компьютерное оборудование – 1 шт.
2.
Магнитная демонстрационная доска 1 шт.
3.
Шкафы для пособий -2 шт.
4.
Письменный стол для работы педагога -1 шт.
5.
Столы для занятий с детьми – 5 шт.
6.
Стулья детские- 10 шт.
Канцелярские товары, необходимые для реализации
программы: Бумага для офисной техники А4 (500л.) 5 п.

Клей- карандаш – 10
шт. Карандаш простой
– 10 шт. Ластик – 10
шт.
Песок кинетический 0,7 кг, 2 шт.
Тетрадь (48 листов) – 10 шт.
Цветные карандаши – 10 наборов
Пластилин «Плей-до» - 112 гр, 5
шт. Карандаши цветные 12 цв,
10 шт.
Дидактические материалы:
1.
Кубики Зайцева 2 шт.
2.
Букварь Жуковой Н.С.
3.
Буквы русского алфавита.
4.
Дидактические игры для развития фонематического слуха.
5.
Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова
к схеме», массажные мячики «су-джок», предметные картинки.
6.
Картотека пальчиковых игр.
Информационное обеспечение:
Компьютерные игры и
тренажеры:
1
«Я учусь читать слова»,
2
"Баба-Яга учится читать",
3
«Маша и медведь. Подготовка к школе»,
4
Образовательная коллекция «Букварь»,
5
Смешарик – Букварик,
6
«Учим буквы».
Аудиофайлы:
7
««Весёлая логоритмика»,
8
«Абсолютный слух»,
9
«Музыкальный букварь»,
10
«Логоритмика» Железновой Е.,
11
Логопедические песенки,
12
Музыкально-игровые упражнения.
Видео:
13
Обучающий мультфильм «Уроки тетушки Совы».

Кадровое обеспечение:
Щербакова Наталия Валентиновна, педагог дополнительного
образования
Методические материалы:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый,
проблемный, исследовательский, игровой.
Педагогические технологии:
Технология развивающего обучения. Основой работы является заимствование
элементов систем обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: занятие имеет гибкую
структуру, создаются проблемные ситуации. Приветствуется самостоятельная
деятельность обучающихся, коллективный поиск на основе наблюдения, выяснения
закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Создаются педагогические
ситуации общения на занятии, позволяющие каждому проявить инициативу,
избирательность в способах работы.
Здоровьесберегающие технологии
Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные
упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности
так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат
на занятии, который создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно
проветривается во время перерывов между занятиями, и в конце дня. Сквозное
проветривание помещений в присутствии детей не допускается.
Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению
интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся спокойная, благоприятная
обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический
материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной
самооценки детей.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность
детей. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия
включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения,
фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто
вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся
детям.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности,
проведения дидактических игр, позволяет развивать мышление детей, их творческую
активность.
Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного
добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности.
Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый
материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как следствие- желанию
учиться. Например, работая над проектом «Звук и буква «А», ребята запоминают букву,
подыскивают стихи, потешки, загадки с этой буквой, слоги и слова, изображают её в
графическом виде, лепят из пластилина, вырезают из бумаги и т.д., т.е. всесторонне
изучают эту букву.
Очень важно дать ребенку поверить в собственные силы. От занятия к занятию он
чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на
каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество.

Технология деятельностного подхода -– это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
b. Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдение, беседа, диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 открытые занятия,
 фотоотчеты,
 отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Диагностика проводится по рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и
письму детей 6 – 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. Издательство «Ювента» 2016 г.
Диагностические задания представлены пятью разделами: «Развитие звуковой
культуры речи», «Развитие фонематического слуха», «Развитие графических навыков и
моторики», «Развитие звукобуквенного анализа», «Чтение». В тетради представлен весь
диагностический материал и диагностическая таблица с оценкой уровня развития ребенка.
3. Литература
Для педагога:
 Журова Л.Е.. Варенцова Н.С, Дурова Н.В., Невская Л.Н. / Под ред. Н.В.Дуровой.
«Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие / - M.:Школа Пресс,
2012. -144 с.
 Колесникова Е.В. «Программа от звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты»./ М., Изд. Ювента, 2016 г.
 Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебнометодическое пособие к рабочей тетради "От А до Я" (ФГОС)»./ М., Изд. Ювента,
2016 г.
 Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет.
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я начинаю читать" (ФГОС)»./
М., Изд. Ювента, 2016 г.
 «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет». Е. В. Колесникова.
Москва. Издательство «Ювента» 2016 г.
 Колесникова Е.В. Я начинаю читать.– М.: Ювента, 2017 – 64с.
 Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками. – М.: АСТ,
2016 – 112с.
 Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе
группы. М:, Гном-пресс, 2007.
Для родителей (законных представителей):
 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.: Сфера, 2016 – 64с.
 Бондарева Л.Ю. Развитие памяти, внимания и логического мышления. – М.:
Астрель, Академия Развития, ВКТ, 2016 – 32с.
 Маниченко И. 10 законов воспитания. – М.: Умница, 2016 – 160с.

 Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: АСТ, 2017 – 384с.
 Януш Корчак. Как любить ребёнка. – М.: АСТ, 2016 – 480с.
Для обучающихся:
 Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21. Развиваем навыки чтения ( для
детей 4-6 лет).- Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.- 64 с.
 Гаврина С.Е. Рабочая тетрадь 30 занятий для успешного развития ребёнка. – М.:
ИП Бурдина С.В., 2018 – 32с.
 Гаврина С.Е., Топоркова И.Г., Кутявина Н.Л., Щербинина С.В., Буквы и Слоги,
Тетрадь дошкольника по обучению грамоте, 2002.
 Жукова Н.С. «Букварь», М, 2012 г.
 Колесникова Е.В «От А до Я» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет»./ М., Изд.
Ювента, 2016 г.
 Оперенова О.В. «Я пишу слова». Санкт-Петербург «Норинт», 2003 г.
 Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под
ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».