2
Содержание
1.
Основные характеристики
1.1
Пояснительная записка.........................................................................................
3
1.2
Цели и задачи общеразвивающей программы…………………........................
4
1.3
Содержание общеразвивающей программы.......................................................
5
1.4
Планируемые результаты…………......................................................................
9
2.
Организационно-педагогические условия
2.1.
Календарный учебный график
11
2.2.
Условия реализации программы………………………………………………...
11
2.2
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………...
13
3.
Список литературы
15
3
Основанием для проектирования и реализации программы являются следующие
нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция
от 30.09.2020).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)
5. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ".
7. Устав МАДОУ № 18
1. Основные характеристики Программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность Программы
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей (законных представителей).
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Программа
художественной направленности «Цветной мир» построена в соответствии с нормативно –
правовыми документами по дополнительному образованию. Составлена на основе
парциальной программы: «Нетрадиционные техники рисования в д/с» Часть 1, 2.
Давыдовой Г.Н., М. Изд. СКРИПТОРИЙ, 2011; Методического пособия «Нетрадиционные
техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» - Цквитария Т.А., Творческий
Центр СФЕРА, М.-2011 г.
Освоение новых нетрадиционных технологий рисования оказывает положительный
эмоциональный эффект, особенно на первых этапах формирования изобразительных
навыков и умений. Ребенок, используя минимум своих изобразительных возможностей и
физических усилий, получает максимум удовольствия от самого процесса и результата
художественного творчества. Самостоятельность совершаемых ребенком открытий, дает
возможность получать каждый раз не единичный результат, а способ, которым юный
художник будет пользоваться в дальнейшем. Ребенку создаются условия, когда он сам
совершает открытия выразительности. Проблема художественно-эстетического развития в
4
современном образовании актуальна и значима. Нетрадиционные техники рисования не
требуют от детей точного, профессионального изображения тонких линий, несущих
важную художественную нагрузку. Достаточно знать методы, способы и приемы, освоить
технологию. Все виды технологий нетрадиционного рисования направлены на развитие
когнитивной, коммуникативной, эмоционально-ценностной сферы ребенка. Они
целесообразны и актуальны в образовательном процессе дошкольной организации.
Рисунки, выполненные в нетрадиционной технике вполне эстетичны и понятны как
самому ребенку, так и окружающим. А приобретенные навыки и умения способствуют
гармонизации личности ребенка.
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей дошкольников. В группу принимаются все желающие дети с 4-7 лет. Для
успешного освоения программы формируются одновозрастные группы с оптимальным
количеством 10 человек.
Режим занятий
2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа)
Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 72 часа и включает в себя 17
часов теории и 55 часов практики,
Срок освоения программы 1 года.
Уровень образования: стартовый.
Формы обучения
Форма обучения: фронтальная.
Виды занятий: практическое занятие, беседа, творческий отчет, открытое занятие.
Формы подведения результатов: презентация, открытое занятие, выставка, викторина.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель работы с детьми: формирование у дошкольников художественной культуры,
развитие творческого потенциала, способностей для самореализации в различных видах
художественно-творческой деятельности через знакомство с нетрадиционными техниками
рисования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
помочь детям осваивать новые техники и способы нетрадиционного рисования;
познакомить их с многообразием художественных материалов и приёмами работы сними;
совершенствовать изобразительные умения; учить детей использовать цвет, оттенки,
сочетания цветов для воплощения художественного замысла.
Развивающие:
развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию; художественный
вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление
и любознательность, желание экспериментировать; умение объединять разные способы
изображения; совершенствовать графические навыки и умения в работе с разнообразными
средствами изобразительной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
поддерживать детскую инициативу, ситуацию открытия, удивления, потребность творить.
5
1.3. Содержание Программы
Учебный план Программы
Название темы
1
Закрепление известных техник
нетрадиционного рисования.
1
1
0
Беседа
Мини-викторина
2
«Оттиск ладошкой и
пальчиками».
5
1
4
Презентация работ
3
«Штампики».
4
1
3
Презентация работ
4
«Тычкование».
11
1
10
Презентация работ
5
«Кляксография».
4
1
3
Презентация работ
6
«Раздувания краски».
2
1
1
Презентация работ
7
«Каракулеграфия».
2
1
1
Презентация работ
8
«Ватные палочки».
10
1
9
Презентация работ
9
«Линотипия» - ниткография
4
1
3
Презентация работ
10
«Мыльные
пузыри/воздушные шары».
4
1
3
Презентация работ
11
«Граттаж»
4
1
3
Презентация работ
12
«Оттиск смятой бумагой»
4
1
3
Презентация работ
13
«Восковые мелки»
4
1
3
Презентация работ
14
«Печать клише»
4
1
3
Презентация работ
15
«Шаблонография»
4
1
3
Презентация работ
16
«Монотипия».
4
1
3
17
Развлечение: «Умники
и умницы».
1
1
0
17
55
Всего
:
Количество занятий
Формы
аттестации/контроля
N
п/п
Всего
72
Теория Практика
Проведение
развлечения.
Решение проблемных
задач.
6
Теория. Развитие способности находить красивое композиционное решение в
рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, шара получая
изображения законченности и сходства с реальными образами; развитие творчества,
воображения, фантазии, любознательности, аккуратности, чувства цвета, формы; тренировка
мелкой моторики кистей рук; поощрение инициативы, самостоятельности;
Практика. Опустить коктейльную трубочку в стаканчик с цветным мыльным
раствором и подуть, так чтобы поверх стаканчика получилась пенная «шапка» из мыльных
пузырей. Затем, на стаканчик с пенной «шапкой» аккуратно приложить лист бумаги, держа
его пальцами рук за противоположные стороны. Лист бумаги немного подержать на
стаканчике, чтобы краска впиталась в него. Полученный отпечаток мыльных пузырей нужно
дорисовать так, чтобы получилось какое-то изображение или фон для рисунка.
1.
«Граттаж»
Теория. Развитие заинтересованности, творчества, воображения, аккуратности;
тренировка мелкой моторики кистей рук; поощрение детской инициативы,
самостоятельности.
Практика. Покрыть плотную бумагу толстым слоем воска или парафина. Затем
широкой кистью, губкой или тампоном из ваты нанести на поверхность слой туши. Когда
тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают
рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
2.
«Оттиск смятой бумагой»
Теория.
Практика. Взять небольшие кусочки бумаги, смять в шарики, окунуть в краску
нужного цвета или прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести
оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, сменить блюдце, и смятую бумагу. Чем
мельче изображение, тем меньше нужен кусочек бумаги для сминания.
3.
Развлечение: «День рождения королевы Кисточки».
Практика. Развлечение.
7
Учебный план
Содержание учебного плана
1. Закрепление ранее знакомых техник нетрадиционного рисования.
Теория. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, наблюдательности. –
Воспитание интереса к изобразительному творчеству, желания узнавать новое.
2. «Оттиск ладошкой и пальчиками».
Теория. Знакомство со свойствами материала, владение разнообразными движениями
руки, пальцев необходимых для создания изобразительных форм. Развитие творческого
воображения, мышления, фантазии, координации.
Практика. Опустить в гуашь ладошку или пальчик и окрасить с помощью
кисточки/поролоновой губки, оставить след, пятнышки на бумаге. После работы пальчики
вытереть салфеткой.
3. «Штампики».
Теория. Многократное изображение одного и тот же предмета, составление из его
отпечатков самых разнообразных композиций.
Практика. Прижать печатку к подушечке с краской и нанести оттиск на лист бумаги.
Можно использовать половинку яблока.
4. «Тычкование».
Теория. Развитие творческих способностей, воображения, полёт фантазии.
Способствовать снятию детских страхов, получения эстетического удовольствия.
Практика. Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и,
обмакнув его в краску, создаем образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые
одуванчики.
5. «Кляксографии».
Теория. Развитие воображения; умения свободно выражать свой замысел; уверенности в
своих силах.
Практика. Зачерпнуть гуашь пластиковой ложечкой и вылить на бумагу. В результате
получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается. Рассмотреть изображение, определить: «На что же это похоже?».
6. «Раздувания краски».
Теория. Закрепление знакомого способа спонтанного рисования, тренировка дыхания,
развитие воображения, фантазии.
Практика. Рисунок подучается путем нанесения пятна краски и воздействия на него
посредством выдувания, что дает случайный, непредсказуемый эффект рисунка.
7. Восковые мелки.
Теория. Развитие внимания, интереса, творчества, фантазии, аккуратности.
Практика. Рисование восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивание листа
акварелью в один или несколько цветов. Акварель скатывается с мазков, сделанных
восковыми мелками, и остаётся только на чистом листе. Рисунок мелками остается не
закрашенным.
8
8. «Каракулеграфия».
Теория. Развитие логического мышления, представления, воображения, зрительной
памяти; упражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя в единое
целое; закрепление навыка проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых
предметов. Развитие усидчивости, желания довести начатое дело до конца.
Практика. Предложить детям нарисовать на листе бумаги в хаотичном порядке линиикаракули, внимательно рассмотреть контур, определить недостающие элементы
увиденных предметов. Дорисовать простым карандашом недостающие детали объектов.
Раскрасить готовый рисунок. При затруднении в узнавании объектов, можно использовать
наводящие вопросы, загадки т. д.
9. Ватные палочки.
Теория.
Развитие
творческого
потенциала,
фантазии,
сосредоточенности,
согласованности движений, внимания, координации, усидчивости, чувства прекрасного,
мелкой моторики пальцев рук, поддержать желание ребенка творить.
Практика. Взять чистый лист бумаги, краску, нужного нам цвета, лучше гуашь,
получается более насыщенный цвет. И далее рисуем при помощи ватных палочек. Макаем
палочку в краску и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной
палочкой касаемся листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе
остается точка или кружочек, кому как больше нравится. Чем сильнее нажим на палочку,
тем больше получается точка, чем больше краски на палочке, тем ярче становится точка.
Таким образом, проходимся по контуру, меняя цвета, новый цвет — новая палочка.
10. «Линотипия» - ниткография
Теория. Учить детей анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
развивать творческий потенциал детей, фантазию и образное мышление; привить
художественные навыки и эстетический вкус.
Практика. Взять белый лист бумаги, согнуть его пополам, набирать краску на нить с
помощью кисти: нить опустить в краску, затем слегка отжать с помощью кисточки,
произвольно уложить нитку с краской петлями или зигзагами на лист бумаги, накрыть
вторым листом, чтобы концы нити было видно из-под бумаги. Оба листа плотно прижать
друг к другу рукой, а нить вытянуть за конец. Хорошо использовать толстую шерстяную
нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты. На одном листе можно
укладывать ниткой несколько цветов. Они могут переплетаться между собой, а могут быть
отпечатаны отдельно друг от друга. Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их
можно смотреть с любой стороны...
11. «Мыльные пузыри/воздушные шары».
Теория. Развитие творческой фантазии, умение видеть сходство между, на первый взгляд,
ничем не похожими предметами, предоставление для детей массы положительных
эмоций.
Практика. Взять одноразовые стаканчики. Один стакан – один цвет. Смешать в стакане
воду с жидким мылом, добавить красители. Чем больше красителя, тем красочней будут
цвета. Идеальные, сочные и яркие цвета получатся, если составить мыльный раствор в
таких пропорциях: 5 частей гуаши + 1 часть воды + 1 часть жидкого мыла. Затем берем
трубочку для коктейля и вставляем в стаканчик, после начинаем «выдувать» раствор.
Когда пена из мыльных пузырей будет выходить за края стакана, то берем бумагу и
прикладываем ее к мыльной пене. Смотрим на получившиеся отпечатки и включаем
фантазию, представляем, воображаем, что получилось. Осталось только дорисовать. И все
чудесная картина готова.
12. «Граттаж».
9
Теория. Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; фактурности и
объёма, мелкой моторики рук;
Практика. Взять плотную бумагу заштриховать толстым слоем из цветных восковых
мелков или восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой нанести на поверхность
слой туши, можно использовать и гуашь, но она пачкается после высыхания. Можно
воспользоваться и акриловыми красками чёрного цвета. Когда она высохнет, острым
предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой —
процарапать рисунок. На черном фоне образуется рисунок из тонких белых или цветных
штрихов.
13. «Монотипия».
Теория. Развитие пространственного мышления; уверенности в своих силах; мелкой
моторики рук;
Практика. Согнуть лист бумаги пополам, нанести несколько капель жидкой краски на
одну часть листа, накрыть второй половиной листа и развернуть. В них можно увидеть
необычные узоры: цветы, облака, лисичку. При помощи этих приемов легко объяснить
детям закон симметрии.
14. «Шаблонография».
Теория. Развитие творческого воображения, мышления, фантазии. Воспитание интереса к
изобразительному творчеству, желания узнавать новое.
Практика. Продумать содержание рисунка. В начале нужно обрисовать основную, самую
крупную, форму и только потом переходить к деталям. Простым карандашом обрисовать
геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое. Готовую
композицию выполнить в цвете.
15. «Печать клише»
Теория. Развитие творчества, воображения, аккуратности, ориентировки на плоскости
листа; тренировка мелкой моторики кистей рук; поощрение детской инициативы,
самостоятельности
Практика. Взять довольно толстый деревянный брусок, чтобы его удобно было взять в
руку. Одну сторону бруска сделать ровной и гладкой и на нее наклеить картон, а на
картон - узоры. При этом узоры не обязательно могут быть из бумаги, а, например, из
веревки. Накатать краску и проштамповать узоры на бумаге или на ткани.
16. «Шаблонография»
Теория. Закрепление координации движений руки, развитие глазомера, фантазии и
воображения, снятия напряжения у эмоционально расторможенных детей.
Практика. Представить из каких геометрических фигур состоит предмет, который можно
изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов
и прямоугольников. Обрисовать основную, самую крупную форму, потом переходить к
деталям. Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое
изображение составляло единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете.
17. Развлечение: «Умники и умницы».
Практика. Развлечение: «Умники и умницы».
1.4. Планируемые результаты.
• Дети знают контрасты цвета; гармонию цвета; азы композиции (статика, движение);
пропорции предметов;
• Дети умеют выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции; соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• Дети умеют работать в определённой гамме; доводить работу от эскиза до
композиции;
• Дети умеют использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм,
10
•
цвет);
У детей развиты личностные качества и умения: умение работать в группе; умение
уступать; ответственность; самокритичность; самоконтроль.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
К личностным результатам относят:
- значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и
обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность в достижении поставленных целей;
- развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
- усвоение нравственно–эстетических ценностей и стремление детей руководствоваться в
повседневной жизни;
Метапредметные результаты
- умение с помощью педагога выделять и формулировать цель деятельности в области
искусства;
- умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с
художественными и нетрадиционными материалами;
- способность к активному усвоению художественного опыта;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
- способность воспроизводить по памяти информацию, концентрировать внимание;
- способность отстаивать своё мнение, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
- способность контролировать и оценивать свои действия;
- склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и
инструментами;
- оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата)
детского творчества.
Предметные результаты освоения программы
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного
образа;
- самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов
и инструментов;
11
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Реализация дополнительной
общеобразовательной
Периоды
Общая продолжительность
общеразвивающей программы
программы дошкольного
образования
Продолжительность учебного года
Начало учебного года
01.09.2022
52 недели
Окончание учебного года
31.08.2023
Учебная неделя
Понедельникпятница
5 дней (пятидневная)
Праздничные дни
День народного единства
04.11.2022
1 день
Новогодние каникулы
10 дней
31.12.2022
09.01.2023
День защитника Отечества
23.02.2023
1 день
Международный женский день
08.03.2023
1 день
Праздник весны и труда
01.05.2023
1 день
День Победы
09.05.2023
1 день
День России
12.06.2023
1 день
В группах для детей дошкольного возраста
01.09.2021
Образовательная деятельность
17 недель 1 дня (85 дней)
30.12.2021
10.01.2022Зимний период отдыха
1 неделя (5 дней)
14.01.2022
17.01.2022Образовательная деятельность
19 недель 4 дня (92 дня)
31.05.2022
Летний период отдыха
01.06.202231.08.2022
13 едель 1 день (66 дней)
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Мебель и оборудование.
Шкафы для пособий (2)
Письменный стол для работы педагога (1)
Столы для занятий с детьми (6)
Стулья детские (15)
Канцелярские товары, необходимые для реализации программы:
наборы разнофактурной бумаги (15);
образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам (2 альбома);
бумага для офисной техники А4 (1 уп.)
наборы акварельных красок (15 шт.)
ватман (10 листов)
тушь разноцветная (8 флаконов)
пастель, сангина, уголь (15 наборов)
гуашь (белая) – 2 б.
гуашь (желтая) – 2 б.
12
гуашь (зеленая) – 2 б.
гуашь (красная) – 2 б.
гуашь (синяя) – 2 б.
наборы восковых карандашей (15 шт.)
кисть плоская 15 шт.
цветные мелки (15 наб.)
набор – печатки для рисования – 15 наб.
фломастеры (15 наб.)
трубочки для коктейля (10 уп.)
поролон 1 лист.
баночки для воды (15 щт.)
клей ПВА – 2 шт.
папка с файлами (3 шт.)
разноцветный скотч (5 уп.)
трафареты (5 наб.)
точилка для карандашей (1 шт.)
- альбом -20 шт;
- ватные палочки 100 шт, 20 уп;
гуашь12 цв 10шт;
гуашь пальчиковая (6цветов)10 шт;
-карандаш простой 10 шт;
-карандаши цветные (12 цв) 10 шт;
-ластик 10 шт;
-набор кистей для рисования 10шт;
-пузыри мыльные -10 шт;
салфетки бумажные (100 шт) 20 шт;
- цветная бумага(100 листов) -5 шт.
Дидактические материалы:
Альбом «художники и их иллюстрации»;
Альбом «Рисуйте с нами»;
Альбом «Народный месяцеслов»;
Игры для восприятия цвета и развития руки;
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
Информационное обеспечение:
сиди-аудиотека («Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию»,
«Звуки природы», «Инструментальная музыка»).
Проектор (1).
Кадровое обеспечение:
Щербакова Наталия Валентиновна, педагог дополнительного образования
Методические материалы.
Основными методами и приемами в работе педагога являются:
одномоментности (обеспечение самостоятельного творческого поиска детьми
средств выразительности);
метод наглядности и обследования (рассматривание иллюстраций, альбомов,
открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
игровой (игры: дидактические, развивающие, подвижные)
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной
технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
13
частично-поисковый;
проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
метод сотворчества - «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в
едином творческом процессе);
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки.
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдение.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
открытые занятия,
фотоотчеты,
статьи на сайте образовательного организации,
отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве
по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.
I.Рисование.
Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция.
Практические умения ( владение разными материалами и инструментами для создания
художественного образа). Планирование работы.
Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие
объекты).
Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
II.Пластилинография.
Средства выразительности:а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание,
загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
III.Бумагопластика.
Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
Практические умения а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б)
формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная,
мозаика и др)
Содержание ( предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт, одежда).
Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
IV.Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
14
V.Креативность (воображение).
VI.Эмоциональность.
VII.Общий показатель (результат диагностики).
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и
жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности,
сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе
диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства
выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не
сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых
решениях, эстетических суждениях и оценках. В ходе диагностики выявлено 10-15
показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами
выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 10
показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего
дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т.
Г.)
• Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально,
спокойно)?
• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)?
• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен,
эмоционален,
разговорчив)?
• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания
образа
(цветовые
пятна,
линии,
штриховка,
ритм
линий,
форм)?
• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли
элементы
перспективы)?
• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки
взрослого,
принимает
участие
в
анализе)
или
безразличен?
• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение
изображений, предметов, фигур)?
15
3. Список литературы
Для педагогов:
1
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с»
Часть 1, 2. Методическое пособие, М. Изд. СКРИПТОРИЙ, 2018.
2
Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников.
Нетрадиционные техники рисования», М. Изд. СКРИПТОРИЙ, – 2018 г.
3
Цквитария Т.А.
«Нетрадиционные техники
рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ», Творческий Центр СФЕРА, М.-2017 г.
4
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с», Изд. КАРО, С-Пб,
2017 г.
5
Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по
ознакомлению дошкольников с основами цветоведения от 5 до 6 лет (старшая
группа)», Детство-ПРЕСС, С-Пб, 2018 г.
6
Безруких М.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников на
занятиях по изобразительному искусству». Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М.: Гуманист, ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2019.
7
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей
группе Д/С по изодеятельности». М. Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2003.
8
Дубровская И.В. «Рисунки из ладошки» - рабочая тетрадь для детей 4-5
лет. С- П, Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2004.
9
Дубровская И.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Нагляднометодическое пособие. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-П - 2013.
10 Калинина Т. «Первые успехи в рисовании. Большой лес». ИЗД. АНО
«Агентство образовательного сотрудничества», С-П. 2015.
11 Калинина Т. «Первые успехи в рисовании. Цветы и травы». ИЗД. АНО
«Агентство образовательного сотрудничества», С-П. 2015.
12
Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших
малышей ярче». Материалы детского творчества. Я. Изд. ЛУЧ 2017.
13 Копцева Т.А. «Природа и художник». Художественно-экологическая
программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных
учреждений и учебно-воспитательных комплексов (младшей – подготовительной
группы). М.: ТЦ СФЕРА 2006-2018 г. (Программа развития).
14 Никологорская О.А. «Игры с красками и бумагой». (Программа «Я человек». Дошкольное воспитание и обучение). М.Изд. Школьная Пресса 2017.
15 Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в д/с» Часть 1.
Методические рекомендации, Изд. ЦЕНТР ПРОББЛЕМ ДЕТСТВА, Е. 2016.
16 Рэй Гибсон и Дженни Тайлер «Веселое Рождество». Из серии «Делай и
играй». М. Изд. РОСМЭН 2018.
17 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет» - Конспекты занятий. Образцы детских рисунков. М. Изд.
ГНОМ и Д 2017.
18 Штейнле Н.Ф. «Изобразительная деятельность. Старшая и
подготовительная группы» (разработки занятий). В: ИТД КОРИФЕЙ 2016.
Для родителей
1
Погодина С. Художественные техники
– классические и
неклассические// Дошкольное воспитание. 2019. №10.
2
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика.
2018. №7(72).
3
Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство
16
развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная
педагогика. 2019. №6 (65).
4
Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной
деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №5 (26)
5
Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. //
Дошкольная педагогика. 2017. №5 (70).
6
Киселева
Н.
В.
Пластилиновая
живопись
в
детском
саду.//Дошкольная педагогика. 2019. №1 (50).
7
Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 2017.
8
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
9
Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.Москва,2016.
10
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду.- Москва. 2018
Для детей
1
Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2018. №2 (43).
2
Чемеркина Мария. Кляксы на ладошках. Рисуем двумя руками.
От 1.5 года Издательство: Бином Детства, 2020 г.
3
Земцова Ольга: Рисуем кулачками и пальчиками. Для
детей 3-4 лет. Издательство: Махаон, 2018 г. Серия: Умные книжки
4
Лейбман Анна - Учусь рисовать. Животные. Издательство:
Весь, 2020 г. Серия: Учусь рисовать. Жанр: Обучение искусству рисования.
5
Лейбман Анна: Учусь рисовать. Человек Издательство:
Весь, 2020 г. Серия: Учусь рисовать. Жанр: Обучение искусству
рисования
6
Бонилья Росио: Дошкольное творчество. Пятна и разные смешные
закорючки, из которых можно сотворить что угодно. Издательство: Весь, 2019 г.
Серия: Детские книги. Жанр: Художественное развитие дошкольников
7
Казалис: Анна Рисуем с Тони Вульфом. 50 первых рисунков от
простого к сложному. Издательство: Эксмодетство, 2020 г. Серия: Книги с
иллюстрациями Тони Вульфа и Мэтта Вульфа.
8
Терещенко Наталья - Рисование. Подробный курс для будущих
художников Издательство: Владис, 2020 г.
9
Воронко С. Учимся с Ми-ми-мишками. Учимся
рисоватьНа складе Издательство: НД Плэй, 2019 г. Серия: Учимся с
Ми-ми-мишками
Нелли Шайдурова: Рисуем рыб по алгоритмическим схемам (5-7 лет).
Издательство: Детство-Пресс, 2019 г. Серия: Художественно-творческая деятельность. Жанр:
Рисование для детей